Миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства
В соответствии с ч. 2, 3 ст. 7 Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно или временно проживающие в Российской Федерации, подлежат регистрации по месту жительства и учету по месту пребывания, временно пребывающие в Российскую Федерацию – учету по месту пребывания.
Основанием для постановки иностранного гражданина или лица без гражданства на учет по месту пребывания является получение территориальным органом МВД России уведомления о прибытии такого лица в место пребывания на территории Российской Федерации. Уведомление о прибытии должно быть представлено в территориальный орган МВД России принимающей стороной лично либо в электронной форме посредством единого портала государственных услуг или обращения в многофункциональные центры, а также, в определенных случаях, непосредственно иностранным гражданином или лицом без гражданства.
За 2023 год территориальными подразделениями ГУ МВД России по Московской области осуществлена постановка на миграционный учет более 2,4 млн. иностранных граждан и лиц без гражданства. По сравнению с 2022 годом рост данного показателя составил 9,3 %.
Результаты проводимой контрольной (надзорной) деятельности органов полиции и прокуратуры Московской области свидетельствуют о ежегодном росте и количества фиктивных постановок на миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства. Так, за 2023 год по выявленным фактам фиктивной постановки на миграционный учет сняты с такого учета более 76 тыс. иностранных граждан и лиц без гражданства, а в 2022 году – более 75 тыс.
Фиктивной постановкой на учет по месту пребывания в жилом помещении является постановка иностранного гражданина или лица без гражданства на учет по месту пребывания в жилом помещении на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов либо постановка их на учет по месту пребывания в жилом помещении без их намерения пребывать в этом помещении или без намерения принимающей стороны предоставить им это помещение для пребывания, либо постановка на учет по адресу организации, в которой указанные лица не осуществляют трудовую или иную не запрещенную на территории Российской Федерации деятельность.
Действия по фиктивной регистрации лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации либо фиктивной постановке на учет такого лица по месту пребывания в Российской Федерации влекут уголовную ответственность по ст.ст. 322.2 и 322.3 Уголовного кодекса РФ, соответственно.
Максимальным наказанием за совершение указанных преступлений является лишение свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Кроме того, негативные последствия фиктивного миграционного учета законодательством установлены и в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, которые выражаются в снятии этих лиц с такого учета, в возможности принятия в отношении них решений о неразрешении въезда в Российскую Федерацию или о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, аннулировании ранее принятых в отношении таких лиц решений, предоставляющих право пребывания, проживания и осуществления трудовой деятельности в Российской Федерации.
Органами прокуратуры области во взаимодействии с уполномоченными органами региона реализуются мероприятия, направленные на повышение эффективности работы по пресечению нарушений миграционного законодательства и привлечению виновных лиц к установленной ответственности.